Google Моя Греция: Ментальная карта Афин Google+

Ментальная карта Афин

Гипподамова система
Однажды, обсуждая в интернете теорию ментальных карт городов, я выяснила, что туристы не могут составить подобные карты для Константинополя и Афин. Между тем, я сама, живя долгие годы в центре Афин, придерживалась мнения о хаотической застройке большинства городов Греции. И это несмотря на то, что еженедельно совершала пешие прогулки по историческим местам столицы.
Прожив большую часть жизни в одном из городов Золотого кольца России, я со школы знала о том, что после реформ Петра Великого во многих городах была принята лучевая или радиально-кольцевая застройка. И еще, я знала, что в стране все строится по принятым градостроительным планам. В Греции таких планов не существует до сих пор! А следуя своей центростремительной логике, я часто совершала ошибки, надеясь, что некая улица непременно выведет меня, предположим на проспект или площадь и… оказывалась в незнакомом мне месте или тупике. Кроме того, мне было трудно понять, почему нумерация домов на улицах, отходящих от центральной площади Афин, площади Согласия (Омония), там заканчиваются, а не начинаются.

Добавлю сюда еще один факт, не совсем имеющий отношение к теме, но дополняющий мою ментальную карту Афин. В Греции не нумеруют квартиры в домах, а имена пишут только снаружи на кнопке звонка. Предположим, я вызываю скорую помощь или полицию. Представьте, как придется объяснять местонахождение: улица — дом — этаж — и далее из лифта налево третья квартира справа. Мой дом моя крепость воистину.
Теория ментальных карт возникла еще в 60-е годы прошлого века, стала достаточно популярной. Считается, что архитекторы и урбанисты должны создавать город таким, чтобы человек чувствовал себя в нем комфортно. Это образ города, формирующийся в сознании человека.
Какую же ментальную карту можно создать в городе, где улица, проспект и площадь — место движения транспорта. Где нет скамеек и парков, общественных туалетов, где узкие улицы, а пешеходные дороги превратились в место парковки автомобилей. Наверное, поэтому в Греции любят покупать квартиры на последних этажах (ретире) и гордиться, что с их веранды виден Акрополь. То есть, фактически, горожане создают свои ментальные карты как бы поверх городской застройки, а сам город теряет для них свою ценность. Поэтому Афины так непривлекательны для пешехода.
На самом деле, большинство греческих городов, а так же городов Ближнего Востока, были построены по гипподамовой системе, одной из самых древнейших градостроительных теорий, носящей имя древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485—405 годы до н. э.).
Это способ планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. По гипподамовой системе в разное время были спланированы многие как античные (Пирей, Родос, Александрия Египетская), так и современные города. При таком строительстве было несложно построить водопровод и канализацию, а так же обеспечить равномерное количество солнца и тени в течение дня. Расположение храмов и государственных зданий гарантировало их надежную защиту во время нападений врагов.
Вообще, Гипподам Милетский по признанию самого Аристотеля, был первым гражданским лицом, который разъяснил суть идеального общества. Согласно его теории, идеальный город должны населять 10.000 мужчин, которые вместе с аналогичным количеством женщин, детей и слуг составят население 50.000 человек. В городе должна существовать гражданская система управления, население должно состоять из трех классов — крестьян, мастеровых и военных, а собственность должна быть трех видов — священная, общественная и частная.
К слову, две тысячи лет спустя, колонизаторы Америки строили города, пользуясь сеткой Гипподама. Город Нью-Йорк является прекрасным образцом подражания этой системе.
При небольшом количестве жителей гипподамова сетка не могла утомить однообразием, но вот Афины в нее не уместились.

Комментариев нет:

Отправить комментарий