Google Моя Греция: Как писали историю Греции Google+

Как писали историю Греции

Официальная история Греции сформировалась в конце 19 века и ее «внедрение» не было легким делом. Основная заслуга в идеологическом оформлении греческой истории принадлежит  Константиносу Папарригопулу. 
Вплоть до начала освободительной борьбы 1821 года существовало совершенно иное восприятие греческой нации. Это были две основные идеи.
Во-первых, жители Греции находились под гнетом турок, сохраняя христианские православные традиции, помня о захвате Константинополя, веря в предсказания о его освобождении. Греки продолжали считать себя гражданами Византия и называли себя Ромеями.

Во-вторых, собственная история была довольно туманной, они помнили только мифический образ Александра Македонского, деяния которого передавались из поколения в поколение в устной форме. То есть, общая картина истории собственной страны народу в 19 веке была не известна.
Восстановлением памяти и истории славных древних предков занялись «Учителя Рода» (Δάσκαλοι του Γένους), которые поставили своей целью восстановить историческую правду о Древней Греции и сформировать иную национально-освободительную идеологию. Все они сходились во мнении взять за точку отсчета историю древних греков, а вот дальше их мнения расходились. Большинство этих ученых получили образование в Константинопольской академии, на Ионических островах или на Балканах. Они были «просветителями» - преподавали в Тайных школах , где греки втайне от турок получали «греческое» образование.

Основная теория – Византий, это продолжение Древней Греции

Те, кого привлекали древнегреческие или византийские образцы, сходились во мнении, что нация, несмотря на подчинение Римской империи, смогла подняться на ноги, «эллинизируя» Восточную римскую империю - Византий. Таким образом, для них период ига начинался по существу с 1453 года, когда Оттоманы заняли столицу греческой империи. Эта идея приписывается К.Папарригопулу, хотя, на самом деле ее высказывали и до него.
Не стоит сбрасывать со счета и так называемых идеологов Палеологовского ренессанса, в особенности роль Константина Палеолога, которые преклонялись перед античным миром. В те времена все византийские ученые называли себя Эллинами. А «после катастрофы 1453 года» этот самый «обновленный эллинизм» оказал еще раз огромное влияние на Запад. Византийские учёные принесли в Западную Европу намного более масштабное и лучше сохранённое знание своей (греческой) цивилизации.

Теория Кораи об «истинной греческой нации»

Группа интеллигентов, испытывавшие влияние Французской революции, верили, что падение Эллады началось с того момента, когда свободные граждане древних городов-государств превратились в безвольных граждан имперских режимов. Именно эта причина привела к потере национального самосознания. Основным представителем этой теории является Адамантий Кораис. Он называл оказавшихся в состоянии варваров жителей страны «греками» и уверял, что классическое образование в свете эпохи Возрождения превратит «греков» в настоящих Эллинов, которые смогут взять в руки оружие и вернуть назад свою Родину, то есть свободное сообщество граждан.
Согласно идеям А.Кораи различие между политическим и национальным гнетом невелико. Эллины попали под гнет Македонян, Римлян, «Греко-ромеев (Византийцев)» и Турок. Греко-ромеи были предпочтительней турок, так как были одной веры и говорили на том же языке, но жители страны были необразованны и политически несвободны. Македоняне, с другой стороны, навязали монархическое управление, запретили «эллинистические» города-государства и привели страну в упадок.

 Разногласия после освобождения Греции

Идеи «Учителей» не прошли даром и уже в декабре 1821 года о 1-м Национальном съезде в Эпидавре писали -  «первый свободный Съезд Эллинов, как Нации, после 22 веков». Но вдруг, почти сразу, в январе 1822 года, в первой Конституции пишут «(...) славных Христиан императорских...». А в 1938 году Федор Колокотронис, выступая перед учениками гимназии на Пнике в Афинах, и вовсе выпустил из вида византийский период истории. Похоже, будучи под влиянием А.Кораи, он никак не мог включить в Эллинистическую идею Ромейский (Византийский) период.
В этом нет ничего удивительного, если учитывать тот факт, что после победы освободительного движения Греции романтическая идея Древней Греции восхвалялась только на официальных государственных мероприятиях и в университетских залах. Школьные книги по истории были переводами иностранных  и содержали мировую историю с точки зрения европейцев, где существовала только Древняя Греция.

История на службе Великой идеи

В 1850 году два греческих историка, Спиридон Забелиос и Константинос Папарригопулос, объединились в свою «историческую школу», вдохновленные так называемой Великой идеей, возникшей в недрах Филики Этерия в Одессе. Сам термин приписывается Иоаннису Колеттису. Основная мысль  — расширение Греции до границ, где проживает греческое население, находящееся под властью других государств.
В этих рамках Папаригопулос формулирует историю нации с древности до современности не как серию падений эллинизма, а, как серию преобразований, во время которых последний не изменялся, а выполнял различные «исторические задачи». Так, Алекандр Македонский и его наследники стали представителями «Македонского эллинизма», потому что объединили Эллинов под своей властью с целью передать Эллинизм на Восток. Далее следовал «Христианский эллинизм», который распространял религию при помощи греческого языка. За ним следовал «Средневековый эллинизм» или Византий, главный защитник православия.
В рамках Великой идеи К.Папарригопулос вдруг поменял мнение и теперь для него «(...)греческой нацией называются все люди, которые говорят на греческом языке...» Кроме того, он пересмотрел и свой взгляд на Византий, который стал важен, как достижение политического единства Эллинов, которого так не хватало Древней Элладе.
Результатом работы стало издание пятитомника «История нации эллинов» (1860-1874).
Романтическая концепция Великой идеи, кстати, сыграла двоякую роль в истории страны. С одной стороны, она послужила рычагом для объединения нации и формирования национальной идеи для нового государства, с другой, послужила причиной осложнения международных отношений между странами, принимавшими «участие» в становлении Греции, а также с  греками за пределами Греции и даже с ближайшими соседями.
Об этом хорошо пишет Википедия.
Однако, отсутствие критериев о смысле понятий Эллин и Эллинизм стало причиной того, что до сих пор остался без ответа вопрос: «Что играет главную роль для представления требования о присоединении территорий к греческому государству — жители территорий или их история?» -  Кстати, эта самая проблема возникла у Греции с государством Македония уже в 20-м веке и для греков она остается до сих пор неразрешенной. «Македония принадлежит Греции!» и все тут.
Великая идея окончательно умерла в 1920 году после ряда военных поражений и обострения политической обстановки в стране. Однако, на долгие годы, если не до сих пор, для служащих, торговцев, крестьян и других представителей средних слоев независимого государства Идея дарила утешительный миф, который отвлекал от трудностей жизни и дарил надежду на нечто великое. Скажите, к чему в жизни стремиться, если ваш предок был Великим Эллином?
Формирование исторической концепции на примере не так давно образованного государства является прекрасным доказательством того, что историческая наука при помощи идеологических теорий обслуживает политические институты государства. Между тем, в школьных учебниках всех стран по прежнему изучают Древнюю Грецию, забывая о дальнейшем о существовании этого государства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий