Google Моя Греция: Святой исповедник Иоанн Русский Google+

Святой исповедник Иоанн Русский


Если вы когда-нибудь приедете паломником к мощам Святого Иоанна Русского, то увидите в его храме одно простое и бедное подношение. Палка! Она подвешена как трофей у Раки с мощами. Палка эта принадлежала бабушке Марии Спаке из села Френаро, что у города Фамагуста на острове Кипр. Эта старушка 18 лет ходила согбенной почти до земли. И августа 1978 года ее привезли родственники в Храм Святого Иоанна Русского, совершая паломничество по Греции вместе со 100 другими киприотами. Бабушку подняли на руках, чтобы дать ей возможность приложиться к мощам Святого.
Воззрев на нетленные мощи, несчастная старушка залилась слезами, прося у Божиего Угодника заступничества и помощи. И услышал ее Святой Иоанн, увидел величие души этой страждущей женщины, увидел ее скорбь и вместе с тем - веру. И вот на глазах у всех как будто чья-то невидимая рука прикоснулась к спине болящей и выпрямила ее тело. Старушка выпрямилась! Слезы заполнили глаза ее односельчан, зазвенели колокола церкви. Вся группа паломников-киприотов тут же попросила совершить благодарственный молебен. На этом молебне плакали все. Те, кто видел хоть раз, как совершается на его глазах чудо, поймет эти строки. По окончании молебна послышался возглас исцелившейся: «Чем мне отблагодарить тебя, сыне мой, Святый Иоанне? Я бедна. Оставляю здесь у твоих мощей свою палку, с помощью которой ходила я столько лет. Она мне больше не будет нужна до самой смерти». Вот что написали газеты города Никосия - столицы острова Кипр: «Мария Спака после своего паломничества в Грецию, к мощам Святого Иоанна Русского, может теперь видеть лица своих односельчан. Почти два десятилетия она ходила согнутой вдвое и видела лишь землю под своими ногами. Благодаря чуду, совершенному Святым, она исцелилась и теперь совершенно здорова».

Простой русский солдат
Святой исповедник Иоанн Русский родился около 1690 года в южных пределах России. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу. Иоанн честно и исправно служил простым солдатом в армии Петра Первого. Во время Прутского похода 1711 года он вместе с другими воинами был взят в плен союзниками турок татарами. Иоанна переправили в Константинополь и продали начальнику турецкой конницы некоему Aгe. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион (по-турецки Уркюб). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн был воспитан «в учении и наставлении Господа» и очень любил Бога и православную веру своих отцов. Турки подвергали Иоанна жестоким побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, топили его в навозе, соблазняли богатством, но не могли принудить к отречению от Христа.

Живи, как знаешь, только служи исправно
Хозяин со временем стал чувствовать расположение к своему рабу, видя его верность данному Богу обещанию. «Живи, как знаешь,— сказал Ага,— только служи исправно». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна. Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и опасности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги, плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Все-таки хозяйка повелела своей поварихе приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам. Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину. Но как же удивились все в доме Аги, когда тот по прошествии некоторого времени вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни, Иоанн заболел. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна для погребения по христианскому обычаю. «Похороните его со всеми почестями по вере его, ибо истинно он был раб Божий!» На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопионе. Со слезами и благоговением на руках несли тело святого в окружении свечей и кадильниц жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Ага накрыл его святые останки драгоценным ковром. Покойного русского раба похоронили с почестями при местной церкви во имя святого великомученика Георгия. Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии.

Греки взяли с собой самое ценное
Когда через 3,5 года могилу Ивана вскрыли, жители Прокопиона стали свидетелями чуда - тление не тронуло тела праведника. Узнавшие об этом турецкие власти пришли в неистовство. Янычары отобрали у православных тело Ивана и бросили его в костер. И тут чудо произошло вновь - огонь не тронул нетленные мощи, они лишь почернели от дыма и копоти. Лишь тогда власть придержащие признали свое поражение и бессилие, а местные жители торжественно отнесли тело Ивана в церковь и стали поклоняться ему как Святому Ивану Русскому, в которую стали стекаться верущие со всей Малой Азии, узнав о происходивших в Прокопио чудесах исцеления. В 1922 году после Малоазиатской катастрофы грекам пришлось покинуть восточные берега Эгейского моря и бежать в Грецию, взяв с собою лишь то, что они могли унести. Жители Прокопио не имели ничего более ценного, чем мощи Ивана Русского. В 1925 году они оказались в том месте, где находятся и сегодня - в городе со старым названием Прокопио в центре острова Эвбея, созданном переселенцами из Малой Азии, где святой продолжал помогать и исцелять страждущих, устремившихся в Прокопио со всей Греции и из-за рубежа. Болезни и недуги, перед которыми врачи были бессильны, отступали на глазах верующих в этом священном месте полностью проходили, и это документально зафиксированные факты. Храм, в котором выставлен серебряный саркофаг с мощами святого, был построен в 1951 году. Войти в его узкую дверь не так просто - толпы людей всех возрастов постоянно находятся внутри него и за его пределами. Под стеклом саркофага можно отчетливо рассмотреть убранное парчей и почерневшее тело русского солдата-святого, большую часть лица которого закрывает золотая пластина. К саркофагу ведет длинная очередь. Склонившись над ним, люди трепетно прикладываются губами к стеклу и шепотом произносят молитвы. Многие плачут. В центре храма установлена большая икона с изображением святого, также притягивающая к себе верующих.

Место:
Северная Эвбия, деревня Прокопи.

1 комментарий:

  1. Почему Вы называете святого "исповедником"? Кстати из брошурки приобретённой в храме-родом святой с Черниговщины.

    ОтветитьУдалить