Google Моя Греция: Влахи Google+

Влахи

Некоторые из вас, наверняка, слышали от знакомых греков пренебрежительное высказывание: «Да он влахос!». Обычно под этим подразумевается просто «деревенщина», неграмотный, неотесанный, грубый человвек. Но если вдруг вы услышите от кого-нибудь гордое: «Я влахос!», то наверняка посмеетесь. И зря…
В эпоху расцвета древнегреческой цивилизации Греция не являлась цельным, монолитным государством. Она делилась на этакие города-государства, каждое из которых имело своего правителя, войско, монеты и даже…свой диалект. После заката цивилизации страна потеряла свой суверенитет и многие века находилась то в составе Византийской империи, то под игом Османов, то под протекторатом Англии, некоторые ее части во время войн отошли балканским государствам и даже славянизировались. Все это не послужило на благо национального самосознания греков.



До сих пор некоторые считают жителей Салоник «болгарами», киприотов «не греками», имеют неприязнь к жителям, например, Пиргоса (цыгане), Каламаты или Спарты. Кому-то не нравятся островитяне и т.д. Единственное, в чем беспрекословно уверены греки, так это в своей принадлежности к древнегреческой цивилизации и ее достижениям. Факт, для обычного жителя России, мягко говоря необъяснимый. Нам, носителям менталитета «великороссов», трудно чем-то разделить, скажем, жителя Костромы от жителя Волгограда, или уроженца Мурманска от родившегося в Перми.
Именно поэтому, возможно, и возникло в Греции презрительное прозвище «влахос». Ведь этот народ не имел греческих корней, а всего-лишь эллинизировался. Возможно поэтому сами влахи не очень охотно участвуют в зарубежных ученых дискуссиях о своем происхождении.
Научные споры о том, существовал ли такой народ и откуда он вдруг неожиданно появился на рубеже 11-12 веков, не прекращаются до сих пор. Доказательств мало, что не дает ученым уверенности в их правоте. Причем греческие ученые продолжают упорно отрицать исследования балканских и других славо-язычных историков, утверждающих о балканском происхождении этого народа, который впоследствии осел и в Греции.
Тем не менее, настоящие греческие влахи существуют, они даже имеют свое общество и продолжают доказывать свою принадлежность к этому народу.
Откуда произошло слово «влахос»
Даже в этом вопросе историки не пришли к единому мнению. Для языков, происшедших от латинского, его значение невозможно определить. Некоторые считают, что слово происходит от древнеславянского vlah, которое означает чужой, иностранец, не серб, но латиноговорящий. Другие связывают его с германским Walechen, что означает чужой, не германец. Третьи – от египетского «феллах», то есть крестьянин. Четвертые – от латинского villicus, что означало для римлян так же крестьянин. Существует и множество других предположений. Сами греческие влахи называют себя словом «армани», производным от «романус», то есть гражданин Рима.

Мнение греческих влахов:
- влахи произошли от римских колонизаторов и животноводов, которые служили императору Рима и в качестве оплаты получили греческие земли,
- они относятся к дако-румынской ветви,
- их предками являются древние фракийцы или иллирийцы,
- они интегрировались в Греции, сменили латинский, полученный от римлян язык, на греческий. Их главное назначение в ту эпоху были охрана окраинных земель империи или наемная служба в римской армии. Даже исторические источники указывают на то, что после завоевания Греции римляне были восхищены великолепно организованной македонской армией. Поэтому постарались заполучить местное население в наемники с целью организовать охрану римских дорожных коммуникаций.


Версия восточно-европейских историков:
Первым определенным упоминанием о влахах (некоторые историки называют их арумынами) является свидетельство византийского историографа Кедреноса, относящееся к 976 году. Оно связано с убийством влахами в местечке, названном «Стежарий Фрумош», расположенном между Касторией и озером Преспа, на севере Греции, одного из четырех сыновей македонского правителя Шишмана, Давида.
Начиная с 10-го века и на протяжении всего периода Средних Веков указания на присутствие арумын на севере Балканского полуострова встречаются все чаще и чаще как в византийских хрониках и исторических трудах, так и в описаниях путешествий по Греции и Придунайским территориям.
К концу 10-го века косвенно можно отнести и другое свидетельство об арумынах: анонимный автор 12 века сообщает, что его внук, некий Никулица, получил от императора “власть над влахами из Эллады”.
В 11 веке византийский писатель Кекавмен описывает влахов в своём военном трактате. Описывает без большой любви, советуя полководцам не допускать их в крепости: они-де и коварны, и вероломны, и вообще… Впрочем, ничего странного: Кекавмен заботился об империи, а влахам, судя по всему, эта империя ничего хорошего не сделала. Когда незадолго перед этим Василий II Болгаробойца, император, похожий скорее на бесчувственный автомат, чем на человека, заливал кровью Болгарию, вряд ли он особо разбирал, кого именно режут и ослепляют его воины. За что Византия могла ждать от влахов верности?
В следующем веке (1105 год), в связи с конфликтом влахов с монахами Святого Афона, в который по просьбе Константинопольского патриарха вынужден был вмешаться император Алексей Комнинон, зафиксировано присутствие влахов на полуострове Калхида.
Несколько сот семей пастухов-влахов поселились на Афоне в нарушение всех обычаев и уставов. Соседство мирян, особенно валашских женщин, которые в мужской одежде пасли близ монастырей свои стада, привнесло нестроения в жизнь монахов и вызвало негодование строгих подвижников. Иоанникий Валмас, впоследствие игумен Великой Лавры, сообщил о скандальной ситуации патриарху Николаю III Грамматику. Тот издал распоряжение об удалении влахов со Святой Горы; все, кто поддерживал с ними отношения, наравне с нарушителями запрета на общение с евнухами и безбородыми должны были подвергнуться отлучению и высылке. Около 1104 г. влахи были окончательно изгнаны с Афона.
В 12 веке влахи возглавляют освободительное восстание в Болгарии, из их среды выходит династия Асенидов. До сих пор то царство иногда называют «влахо-болгарским».
Бесшумною толпой кочуют влахи по всей Восточной Европе. Как и предки всех нынешних европейцев – одних раньше, других позже. Они не оставляют археологических следов: их изделия и керамика неотличимы от тех, которыми пользовались соседи. И везде их занятия одни и те же: пастухи, металлурги… и колдуны. Есть даже авторитетная теория о том, что и русские волхвы – это волохи (одно лишь сходство названий чего-то стоит). История ничего не упоминает о том, когда влахи были крещены. Ещё в 14 веке их христианство было довольно непрочным, так что преемник Богдана Основателя, господарь Лацку мог серьёзно думать о переходе в католичество (может быть, даже и перешёл). Зато именно на склонах Карпат даже в 12-13 веках всё ещё стоят идолы.
И лишь в первой половине 14 века, в благоприятной исторической конъюнктуре, когда одни прежние великие державы (Болгария, Венгрия, Золотая Орда) были ослаблены, а новые (Турция, Польша) ещё только копили силы или воевали на дальних подступах к Дунаю, в Карпато-Днестровских землях создался политический вакуум. В этот момент и возникают влашские государства – Валахия и Молдова. Почти последними в Европе. Не потому, что влахи были такими уж отсталыми, а потому, что до тех пор они, подобно ирландцам, обходились без государственности. Они создали его лишь тогда, когда государство могло им что-либо дать.
По сравнению с любым соседом эти небольшие государства удивительно невоинственны. Уже основатель Валахии – Басараб I довёл границы своей страны до пределов, за которые она так никогда и не вышла. Как и Богдан I Молдавский, он отвоевал у Венгрии только независимость, дальше этого оба господаря не пошли. И та, и другая страна расширялась только за счёт владений татарских князей, которых распад Золотой Орды оставил без почвы под ногами. Многие из них наверняка покорились добровольно.

Письменность влахов на территории Греции
Возможно, что греческие влахи не были особенно грамотными. Надпись «матерь божия помолись и за нас грешных» на деревянной иконе 1731 года из церкви Богоматери в албанской деревне Арденица (бывшая территория Греции) является первым найденным образцом письменности влахов. Позже была найдена и еще одна надпись на иконе в монастыре села Клиновос Трикалы. Иконописец Михаил Анагносту из Самарины подписал икону на 3-х языках – на греческом (катаревуса), на народном греческом (димотики) и на языке влахов.
Найденные надписи явно свидетельствуют о латинском происхождении языка влахов, а точнее – принадлежит к группе восточно-романских языков после падения римской империи. Кстати, к этой группе принадлежит и румынский язык. В римских колониях той эпохи, как правило не говорили на языке римских ораторов, выступающих в Сенате. Это был простой, народный язык. То есть, можно сказать, что язык влахов, это язык римских легионеров и наемников.
До сегодняшних дней потомки влахов сохраняют свой разговорный язык, были сделаны попытки написать словари.
ИНТЕР-газета,Афины, 2006 год

1 комментарий:

  1. Влашский язык произошел не от латыни. Это изначально родственные языки. Римляне были илирийцами, соседями фракийцев, отсюда и схожесть языков.

    ОтветитьУдалить