Google Моя Греция: Мистра – чудо Мореи Google+

Мистра – чудо Мореи


Мистра (Mystrás), средневековый город в Греции, в 5 км от Спарты на Пелопонессе. Он был основан в одну из трагичнейших эпох византийской истории. Практически единственный исторический источник, поведавший миру о городе-крепости – это Морейская хроника. Главным содержанием начального периода истории Мистры являлись почти непрерывные войны между греками и франками. В этом процессе отвоевания Пелопоннеса, а затем и всего Балканского полуострова у франков, получившем в историографии название «греческой реконкисты», Мистра играла роль основного опорного пункта.


В 1204 году город, после падения Константинополя, город захватили западноевропейские рыцари и он вошёл в состав Латинской империи. Тем не менее, местные православные жители (в основном греки) так и не покорились крестоносцам (Латинская империя), продолжали партизанскую борьбу. Эпирский деспотат и Никейская империя - средневековые греческие государства, образовавшиеся на землях бывшей Византийской империи продолжали борьбу за право восстановить Византию, занять её столицу - город Константинополь.
В то время как в 1204 г . столица империи была захвачена и разграблена крестоносцами, некоторые провинции, в частности Пелопоннес, оказали им сопротивление. Покорение крестоносцами Пелопоннеса происходило неравномерно.
Равнинные области северо-западной части были вынуждены уступить завоевателям. В Андравиде, которая была расположена в долине и открыта со всех сторон, жители встретили их даже с крестами и иконами. Но и укрепленные города (Патры, Коринф, Аргос и др.) сдавались после первого же штурма.
Однако в горных, юго-восточных, районах Пелопоннеса крестоносцы натолкнулись на серьезное сопротивление. Один из хронистов пишет, что «это была единственная битва, которую греки дали в эпоху подчинения Мореи франками».
Но основным и постоянным очагом сопротивления стали области, населенные славянскими племенами, особенно горные районы Тайгета, где обитали мелинги и езериты. Первые занимали западный склон Тайгета между Яницей и Зарнатой, а езериты — области, простиравшиеся к юго-востоку, в район античного Гелоса, до Ватики. Эти независимые и воинственные горные племена доставляли много беспокойства еще византийским властям, упорно сопротивляясь попыткам подчинить их. Византийские авторы единодушны в выражении своей ненависти к ним. Житие св. Никона, например, описывает мелингов как племя, живущее разбоем и грабежом. Морейская хроника тоже характеризует мелингов как «высокомерных людей, не почитающих господина». Естественно, что и крестоносцам они оказали сильное сопротивление, укрепившись в неприступных горных твердынях.
Прошло почти 50 лет со времени появления крестоносцев в Морее, а юго-восточная часть Пелопоннеса продолжала оставаться независимой. Ахейский князь Гийом II Виллардуэн принял решение построить систему укреплений и крепостей и таким образом блокировать горцев в их твердынях, закрыв выходы из ущелий, по которым они совершали набеги. Главным звеном в этой системе должна была стать Мистра.
С помощью венецианских галер после трехлетней осады он заставил капитулировать Монемвасию, 18 через которую императорский флот имел возможность оказывать. помощь грекам Пелопоннеса, покорил горцев Парнона и после этого отправился со своими людьми в «славянские горы», т. е. на Тайгет. В греческой хронике, известной под названием Псевдо-Дорофея, сообщается, что князь Гийом, находясь в Лакедемонии, «созвал совет своих военачальников и спросил их, какая местность нравится им для постройки сильной и надежной крепости». Они посоветовали ему строить на вершине горы, которая находится в двух милях от Лакедемонии, ибо «нет другого места лучше и надежнее, чем это».
Гийом согласился, а весной направился вместе со свитой в окрестности Монемвасии, Гелоса, Пассавы и в соседние области. Во время этой поездки он и встретил «странный холм, часть горы (Тайгета), расположенный выше Лакедемонии, на расстоянии чуть больше мили от нее. Этот скалистый холм высотою 634 м находится в 5 км к западу от Спарты, возвышаясь у самого входа в Лангаду, одно из нескольких рассекающих Тайгет поперечных ущелий, соединяющее Лаконику с Мессенией, — единственный путь, по которому горцы могли совершать массовые набеги. Построенная на этом холме крепость контролировала бы не только это ущелье, но и весь бассейн Эврота. Таким образом, в стратегическом и тактическом отношениях место для постройки крепости было безукоризненным. Оценив это обстоятельство, Гийом отдал распоряжение построить крепость, которую назвал Мизитрой.
В хронике Псевдо-Дорофея рисуется широкая картина строительства. Были подвезены все необходимые материалы: известь, камень, лес, различное оборудование. Очевидно, основную массу строительных материалов составили развалины античной Спарты и византийской Лакедемонии. Французский путешественник Ла Гилетьер писал в XVII в., что, несмотря на обилие превосходного мрамора в карьерах Лаконики, мистриоты предпочитают использовать для своих построек мрамор античных руин, ибо, «не прилагая труда, его достаточно находят в этих развалинах».

Северо-западная часть крепости занята замком с донжоном, который был окружен собственным крепостным валом. Здесь была резиденция франкского князя. В первом дворе вдоль стены располагались жилища рыцарей. На южной границе возвышалась круглая башня, с которой велось наблюдение за долиной и отрогами Тайгета, где обитали мелинги.
Важнейшей проблемой оставалось водоснабжение. В различных местах скалы и в подземелье донжона были оборудованы специальные резервуары для приема дождевой воды — деталь, которая стала характерной для архитектуры Мистры. Из-за отсутствия в Мистре водопровода, доставлявшего воду какого-нибудь источника во дворцы и другие сооружения (для бытовых нужд или на случай осады), использовалась дождевая вода, собираемая в резервуары при помощи протоков, соединявших крышу здания с подвалом.
Принципы фортификации, применявшиеся при возведении крепости, были типичными для подобного рода сооружений — франкских замков на Леванте.
Начиная с Мелетия, который назвал Мистру новым творением князя Гийома, принято считать годом основания Мистры 1249 год. Но следует признать, что задолго до франков на месте Мистры уже было какое-то поселение, о чем свидетельствуют более ранние источники.
Поворотным моментом в истории Мистры является 1262 год, когда Гийом II вынужден был, отсидев три года в императорской тюрьме в результате поражения при Пелагонии в 1259 г ., отдать за свое освобождение Монемвасию, Майну и «прекрасную крепость Мизитру». Мистра была первой передана грекам. Но, несмотря на клятвы, данные императору, несмотря на то, что он стал крестным отцом императорского сына, князь Гийом по прибытии в Морею сразу же собрал своих рыцарей и направился в Лакедемонию.
В описании хрониста перед нами встает живая картина: с высоты укреплений Мистры греки с тревогой наблюдают за приближающейся армией морейского князя. Одновременно ведутся переговоры с мелингами. Последние охотно вступили в соглашение с греками Мистры и «поклялись оставить франков и встать на сторону императора». Начинается длинный ряд войн за установление гегемонии над Пелопоннесом.
С переходом Мистры в руки греков заканчивается, собственно говоря, предыстория города, ибо только с этого времени Мистра становится городом в полном смысле слова и начинается массовое заселение холма.
После 1261 Мистра, а также окружающие её области внутреннего Пелопонесса, официально переходит под управление восстановленной Византийской империи. Мистра становится его центром, а также своеобразной культурной и экономической столицей всей поздней Византийской империи, главная столица которой - некогда величественный Константинополь - постепенно приходит в упадок под натиском турок и крестоносцев. Даже после падения Константинополя в 1453 году Мистра фактически берёт на себя роль столицы бывшей империи, пока наконец в 1460 году она сама не переходит под власть турок (Османская империя).
Фактически город был оставлен жителями в 1832 г. От него остались только захватывающие дух средневековые руины, расположенные в окружении прекрасного ландшафта.
Среди руин Мистра, живописно расположенных на склоне холма, — остатки крепости (13 в.), дворца (13—15 вв.), средневековой жилой застройки (размещенной по сторонам зигзагообразной главной улицы). Многочисленны монастырские церкви 13—15 вв.: Митрополия (Айос-Деметриос), Афендико (Одигитрия), Пантанасса (все три сочетают базиликальный и крестово-купольный типы), Айос-Теодорос (св. Федора), Перивлепта.

В 1989 году город Мистра был включен в Список всемирного наследия Юнеско.

Комментариев нет:

Отправить комментарий