Google Моя Греция: Гедонизм по-гречески Google+

Гедонизм по-гречески


Первое знакомство с греческими мужчинами для любой русской женщины долгое время будет казаться чем-то вроде галлюционации. Вроде бы видишь, а потом оказывается, что ничего и не было. А разгадка проста и она кроется в нашем менталитете.
«Вали отсюда! Там за дверями очередь из баб, как картошки в мешке!» - сказал когда-то «новый русский» муж моей знакомой. Этот образ русского мужа совершенно неприемлем для грека. Греческий мужчина к ЖЕНЩИНЕ относится трепетно, для него любая женщина – богиня. Не зря в Древней Греции так почитали богинь – Афродита, Афина, девять Муз, Артемида, Деметра, всех не перечислишь.

Такое отношение в буквальном смысле слов «сбивает с ног» светловолосую северянку. Не случайно первыми иностранными женами греков стали скандинавки, англичанки, чуть позже – славянки. К сожалению, эти браки часто распадались. В чем же причина?
Для греческого мужчины есть несколько типов женщин – мама, жена и ЖЕНЩИНА. И к каждой из них он относится по-особому. О маме говорить не будем, это тема для разговора о семейных отношениях. Жена для грека – мать его детей, хранительница очага, та, которая встанет утром и сварит кофе, подаст горячий обед к столу, застеленному скатертью, самоотверженно возьмет на себя воспитание детей и создаст дома такой быт, от которого не захочется уйти к ЖЕНЩИНЕ. Жене вовсе не обязательно быть ухоженной и независимой, она может потолстеть после родов, не интересоваться косметикой и новинками моды. Ей грек простит все это, в особенности, если она не будет придавать особого значения его маленьким шалостям на стороне.
А вот женщин в жизни греческого мужчины всегда много, даже будучи дремучим старцем, сидя в «кафении» рядом с домом, он будет одаривать каждую проходящую даму восхищенным взглядом и почмокивать от удовольствия. ЖЕНЩИНА для грека – это момент истины, доказательство того, что он настоящий мужчина. И чем больше доказательств, тем выше авторитет. Именно поэтому греков так притягивают визуальные признаки. Они обращают внимание на форму. Чем она выразительнее, тем красивее. Здесь нет места «российскому прототипу» лыжной палки. У женщины должна быть грудь, животик, попка. Некоторые греки говорят – «у женщины два лица – одно спереди, другое сзади». Поэтому проходящих женщин долго провожают взглядом.
Любовь к противоположному полу –одно из удовольствий, в котором греки не откажут себе никогда. Наверное поэтому в Греции полно небольших гостиниц, предназначенных для встреч любовных парочек. Ни тебе ресторанов, совместных прогулок и любого рода публичных совместных выходов – встретились, занялись сексом и разошлись. Весь смысл - в получении наслаждения.
Получение наслаждения распространяется и на факт приема пищи. Всему миру известна любовь грека к тавернам, а не к ресторанам. Зачем утруждать себя изучением правил этикета и стучать вилками по полупустым тарелкам в окружении придирчивых официантов. Таверна – это ритуал, причем почти священный. Не нужно костюмов и галстуков, нарядных туалетов, главное, чтобы деньги в кармане были. Весь смысл в количестве всевозможных закусок и заманчиво манящими хрустящими корочками, хорошо прожаренными бараньими ребрышками. Хочешь, режь ножом, но лучше ешь руками. Самое главное, чтобы это было вкусно.
Не следует забывать о еще одном, не менее важном ритуале, о «выходе на кофе». Мои подруги в России шутят – «хоть у нас так и не говорят, но ради тебя мы пойдем на кофе, правда мы его не пьем по вечерам». Греки же в Греции говорят – «я тебя сегодня на кофе выведу» (обычно говорится подруге или жене), «я пойду на кофе с друзьями». В выражении кроется много значений, но главное – найти местечко по вкусу, в кафетерии с красивым убранством, либо на торговой улице («себя показать и на других посмотреть»), либо на берегу моря или в «гарден рум» на крыше хорошей гостиницы. А затем, потягивая какой-нибудь «фредоччино» часа два глазеть на происходящее вокруг. Верх наслаждения!
Да и как им, грекам, не быть приверженцами всевозможных наслаждений. В Древней Греции даже философское течение появилось именно на эту тему.

Гедони́зм (от др.-греч. ηδονή, hedone — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в жизни.
Основоположником гедонизма считается Аристипп (435—355 гг.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью по мнению Аристиппа лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристипу находится именно в физическом удовлетворении.
Диоген Лаэртский в жизнеописании Аристиппа приводит следующие характерные эпизоды из жизни философа: «…он первый из учеников Сократа начал брать плату со слушателей и отсылать деньги учителю. Однажды, послав ему двадцать мин, он получил их обратно, и Сократ сказал, что демоний запрещает ему принимать их: действительно это было ему не по душе.
Человека, который порицал роскошь стола Аристиппа, он спросил: «А разве ты отказался бы купить все это за три обола?» - «Конечно, нет», - ответил тот. «Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение»…
Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии со всею обстановкой. Поэтому и при дворе Дионисия (сиракузского тирана ) он имел больше успеха, чем все остальные, всегда отлично осваиваясь с обстоятельствами…
Когда Дионисий плюнул в него, он стерпел, а когда кто-то начал его за это бранить, он сказал: « Рыбаки подставляют себя брызгам моря, чтобы поймать мелкую рыбешку; я ли не вынесу брызг слюны, желая поймать большую рыбу?»…
Дионисий дал ему денег, а Платону - книгу; в ответ на упреки, Аристипп сказал: «Значит, мне нужнее деньги, а Платону – книга».
Таков Аристипп в описании Диогена Лаэртского - и портрет этот, судя по его порядку функций, достаточно близок к оригиналу.
Мыслил же Аристипп , как жил, философия его была проста: « Между наслаждением и наслаждением нет никакой разницы, ни одно не сладостней другого. Наслаждение для всех живых существ привлекательно, боль отвратительна… Наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами… даже если поступок будет недостойным, все же наслаждение остается благом, и к нему следует стремиться ради него самого».

Казалось бы, в удовольствии нет ничего загадочного, и уж тем более – ничего плохого. Удовольствие естественно, оно сопровождает нас по жизни. Даже возникает желание измерить с помощью удовольствия качество жизни: чем удовольствия больше, тем жизнь лучше.
Но стоит попытаться хотя быть определить, что есть удовольствие, как уже возникают первые трудности. Словари говорят об удовольствии, соскальзывая в тавтологию. Например: чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Удовольствие само есть переживание, некий происходящий в нас процесс. Его нельзя отделить от - скажем так – «приятной» причины. Не бывает отдельно ощущение, а отдельно удовольствие от этого ощущения. Единство тут неразрывно.
Более того, удовольствие – элементарно. Мир психики сложен. Чувства гнева, раскаяния или стыда поддаются анализу. Удовольствие – нет; оно психически не мотивировано, а потому – неразложимо. Эта элементарность приводит к тому, что в психологической теории удовольствию присвоено имя не чувства, а чувствования.
Физиологичность удовольствия тоже имеет свои преимущества. Удовольствие внерационально. Наоборот, рефлексия по поводу предмета удовольствия, удовольствие убивает.
Не менее удобна и простота (элементарность) удовольствия. Как довод удовольствие универсально; оно понятно всем, вне зависимости от пола, возраста, культурного уровня, достатка и прочих объективных и субъективных разделений, присущих человеческой массе.
Такова теория, а греки проверили ее веками, перейдя от физиологичности удовольствия, как элементарного чувствования, к физиологичности предметов удовольствия. Не верите – пообщайтесь с греками, они вас научат на практике.
Газета "Экспресс-киниси", 2009 год, Греция.

Комментариев нет:

Отправить комментарий